Все в большей или меньшей степени нарушают правила. Кто-то садится за руль в состоянии алкогольного опьянения, кто-то превышает скорость. Это происходит прежде всего потому, что они не чувствуют, что за преступлением наступает наказание.
Одной из причин нарушения ПДД является желание проявить свою индивидуальность, а не подчиняться правилам. Таких людей немного, до 15%, но они сильно влияют на других. Остальные водители — конформисты, которые предпочитают вести себя так, как большинство, соблюдать правила. У других народов, в частности немцев и японцев, система воспитания очень эффективна в том плане, что они подчиняются всем общественным нормам.
Когда водитель видит, как кто-то обгоняет его в неположенном месте или иным образом может привести к ДТП, у него прежде всего взрываются эмоции, хочется отомстить, наказать нарушителя.
Первое, что нужно сделать в такой ситуации — погасить свои эмоции, избавиться от них. Стоит остановить авто в безопасном месте, сесть, несколько раз глубоко вдохнуть. Потому что когда эмоции поперли по полной, у человека наступает аффект, а в таком состоянии он может сделать что угодно и потом не помнить этого. Нужно попробовать отвлечься на что-то приятное.
Сейчас существует много альтернативных способов наказания нарушителей, чем набить кому-то морду. Многие водители устанавливают видеорегистраторы, которые фиксируют ситуацию на дороге. Можно выложить видео в интернете, и все увидят этого нарушителя, номера его автомобиля. Общественное осуждение и чувство стыда сильно влияют на поведение людей. Даже маргинал не получает удовольствия от того, что все знают, какой он плохой. Большинство людей будет реагировать неадекватно на коллективное осуждение, ведь никто не хочет иметь плохой имидж и чтобы на него показывали пальцем.
Существует также власть примера. Если одного таким образом наказали, второго, третьего, то в дальнейшем потенциальные нарушители ПДД будут задумываться, может сработать цепная реакция, причем в геометрической прогрессии.
Существует замечательный прием для того, чтобы преодолеть агрессию — юмор. Это работает. Можно рассказать себе анекдот про блондинок за рулем или какой-то другой. Юмор создает предпосылки, чтобы не так строго относиться к нарушителю. Можно также попробовать вспомнить какую-нибудь веселую ситуацию или просто попробовать рассмеяться.
Почему человек садится за руль нетрезвым? Из-за чувства безнаказанности. Он верит, что ему ничего за это не будет. Если остановит инспектор — можно откупиться. Определенная категория настолько привыкла пить, что без этого не может, и сколько их бы не ловили, сколько раз у них бы не забирали права, они и в дальнейшем будут это делать. Это уже физиологическая зависимость.
Многие водители не понимают самой опасности, думают: «Что там такого, я выпил всего 100 грамм». Первый раз это будет 100, а в дальнейшем 200 и 300 грамм. Существуют страны, в которых можно выпить определенную дозу, когда ты садишься за руль. То есть допустимый уровень концентрации алкоголя в крови водителя в разных странах разный, в несколько раз больше, чем тот, что у нас. Но наше общество недостаточно сознательное, каждый отдельный индивид недостаточно ответственный, поэтому выпивать за рулем нам пока нельзя.
Это может произойти из-за слишком большой самоуверенности, самовлюбленности. Опыт очень важен, но иногда он притупляет внимание.
Бдительность может снизиться из-за усталости и истощение. Если усталость еще является нормальным и допустимым состоянием, то переутомление уже недопустимо, потому что после него наступает кома, состояние, при котором человек перестает адекватно реагировать и воспринимать ситуацию. Водитель, перебравший алкоголя, также фактически находится в состоянии комы. Он еще управляет и видит, но уже не ведет себя как адекватный субъект.
Когда вы за рулем и чувствуете, что устали, что сейчас заснете, вы отвлекаетесь, у вас провалы в памяти, неосознанность действий, все происходит с заторможенной реакцией или простые действия нуждаются в усилиях, тогда стоит остановиться и отдохнуть. В таком в состоянии очень велика вероятность допустить серьезную ошибку. Поэтому тогда лучше поспать, если есть такая возможность, восстановить силы. В психологии есть определенные техники, которые помогают восстановить работоспособность — это самовнушение, релаксация, медитация. Этому нужно учиться, но считают, что 40-минутное занятие заменяет четырехчасовой глубокий сон.
Музыка обычно бодрит, но она должна быть не слишком громкой, чтобы не травмировать уши и не заглушать другие звуки. Разговоры с пассажирами автомобиля допустимы, если они не отвлекают от вождения. Все зависит от того, какой у человека объем внимания, может ли он заниматься несколькими делами одновременно.
Разговоры по телефону обычно очень отвлекают. В некоторых странах Западной Европы вообще запрещено разговаривать за рулем по мобильному, потому что у них было много случаев ДТП из-за этого. Поэтому они просто запрещают разговаривать по телефону, разрешено только через гарнитуру. Штрафы за это очень большие.
Когда человек держит телефон, у него преимущественно занята доминирующая рука, которая быстрее реагирует в экстремальной ситуации. Если водитель-правша держит телефон правой рукой, а левой держит руль, то при опасной ситуации он может не справиться с управлением.
Добавить комментарий